Дорогие друзья!
Для меня большая радость видеть вас на нашем круглом столе, посвященном Музею современного христианского искусства.
Если вы обратили внимание, то название нашей встречи сформулировано беспроблемно - «Московский музей современного христианского искусства: прошлое, настоящее, будущее». На первый взгляд может показаться, что это просто презентация проекта. Где же в таком случае предмет для дискуссии? Что может быть причиной для различных, быть может, даже диаметрально противоположных суждений?
Полагаю, что огромное напряжение скрыто в самом сочетании слов музей и современное христианское искусство.
Творчество, вдохновленное молитвой, реальным опытом жизни во Христе, стремлением проникнуть в тайну благодатного образа, не обязательно носит строго литургический характер. Внелитургическое искусство – это тоже неотъемлемая часть христианской культуры, которая требует бережного отношения. Не только в том смысле, что мы призваны сохранить созданное в XII, XIX или ХХ веке, но и преумножить - творчески, в духе христианской свободы и любви.
Предложенная тема ставит и определенные рамки, ограничения в нашей дискуссии. Я надеюсь, что все участники разговора отнесутся к этому с пониманием. Мы не собираемся обсуждать такие вопросы, как, например:
· существует или не существует современное христианское искусство?
· нужно оно или не нужно?
Сам факт того, что мы с вами встретились здесь, на открытии выставки «Окна», дает на эти вопрошания вполне убедительный ответ. Еще более убедительно выглядит презентация собрания Музея христианского искусства г. Лесосибирска, которую представит протоиерей Андрей Юревич.
Я убежден, что все рассуждения о том, что Церковь против современного искусства не имеют под собой никаких оснований. Церковь была, остается и всегда будет против циничной шутки, пошлости, подделки, воспевания низменных чувств, кощунства. Если это становится главным содержанием современного искусства, Церковь не может это принять. Но и в этой печальной ситуации полностью отдать всю территорию современного искусства таким художникам, и совершенно отказаться от этого понятия Церковь не может.
Было бы ошибкой утверждать, что современная христианская культура - это всего лишь констатация факта, что Церковь жива. Это яркое, мощное свидетельство о том, что дух свободы и творчества живет в Церкви и раскрывается в том, что делают христиане.
Церковь всегда, в любую эпоху современна и актуальна, и ее творчество – литургическое и внелитургическое тоже всегда современно и актуально. Церковь не склад старых вещей, не собрание древностей… Не могу представить, что это может как-то измениться.
Церковь не музей, но музей Церкви тоже нужен. Наши вопросы для обсуждения звучат так:
· Каким должен быть музей современного христианского искусства?
· Каковы те цели и задачи, которые он призван решать?
Как организаторы этой встречи, мы далеки от мысли, что за ближайшие два часа на эти вопросы будут найдены убедительные ответы. Сегодня мы начинаем разговор и продолжим его на ряде выставок и семинаров, которые пройдут в следующем сезоне – осенью 2012 года, зимой и весной 2013.
Нам важно услышать ваше мнение.