Современное христианское искусство

25 мая 2012 г.

Дорогие друзья!

Для меня большая радость видеть вас на нашем круглом столе, посвященном Музею современного христианского искусства.

Если вы обратили внимание, то название нашей встречи сформулировано беспроблемно - «Московский музей современного христианского искусства: прошлое, настоящее, будущее».  На первый взгляд может показаться, что это просто презентация проекта. Где же в таком случае предмет для дискуссии? Что может быть причиной для различных, быть может, даже диаметрально противоположных суждений?

Полагаю, что огромное напряжение скрыто в самом сочетании слов музей и современное христианское искусство.

Творчество, вдохновленное молитвой, реальным опытом жизни во Христе, стремлением проникнуть в тайну благодатного образа, не обязательно носит строго литургический характер. Внелитургическое искусство – это тоже неотъемлемая часть христианской культуры, которая требует бережного отношения. Не только в том смысле, что мы призваны сохранить созданное в XII, XIX или ХХ веке, но и преумножить - творчески, в духе христианской свободы и любви.

Предложенная тема ставит и определенные рамки, ограничения в нашей дискуссии. Я надеюсь, что все участники разговора отнесутся к этому с пониманием. Мы не собираемся обсуждать такие вопросы, как, например:

·         существует или не существует современное христианское искусство?

·         нужно оно или не нужно?

Сам факт того, что мы с вами встретились здесь, на открытии выставки «Окна», дает на эти вопрошания вполне убедительный ответ. Еще более убедительно выглядит презентация собрания Музея христианского искусства г. Лесосибирска, которую представит протоиерей Андрей Юревич.

Я убежден, что все рассуждения о том, что Церковь против современного искусства не имеют под собой никаких оснований. Церковь была, остается и всегда будет против циничной шутки, пошлости, подделки, воспевания низменных чувств, кощунства. Если это становится главным содержанием современного искусства, Церковь не может это принять. Но и в этой печальной ситуации полностью отдать всю территорию современного искусства таким художникам, и совершенно отказаться от этого понятия Церковь не может.

Было бы ошибкой утверждать, что современная христианская культура - это всего лишь констатация факта, что Церковь жива. Это яркое, мощное свидетельство о том, что дух свободы и творчества живет в Церкви и раскрывается в том, что делают христиане.

Церковь всегда, в любую эпоху современна и актуальна, и ее творчество – литургическое и внелитургическое тоже всегда современно и актуально. Церковь не склад старых вещей, не собрание древностей… Не могу представить, что это может как-то измениться.

Церковь не музей, но музей Церкви тоже нужен. Наши вопросы для обсуждения звучат так:

·         Каким должен быть музей современного христианского искусства?

·         Каковы те цели и задачи, которые он призван решать?

Как организаторы этой встречи, мы далеки от мысли, что за ближайшие два часа на эти вопросы будут найдены убедительные ответы. Сегодня мы начинаем разговор и продолжим его на ряде выставок и семинаров, которые пройдут в следующем сезоне – осенью 2012 года, зимой и весной 2013.

Нам важно услышать ваше мнение.