От редакции "Русского журнала". Тема богохульства и оскорбления, в частности, религиозных чувств, в последнее время все чаще попадает в фокус общественного внимания. Так на днях группа «Pussy riot» ворвалась в Храм Христа Спасителя и исполнила там панк-молебен «Богородица, Путина прогони». Уже поданы судебные иски против активистов группы, звучат призывы к расправе и «побиению камнями». Стремясь всесторонне разобраться в этой проблеме, «Русский журнал» – 2 марта в 16.00 – организует третьи Гефтеровские чтения-2012 на тему "Оскорбление как современный общественно-политический феномен".
Развивая на страницах журнала обсуждение данной темы – начало было положено текстом Кенана Малика – «Русский журнал» публикует статью Сергея Чапнина о датском «карикатурным скандале», ставшем самым громким связанным с богохульством скандалом последних лет после известного «дела Салмана Рушди».
* * *
От автора. Почти семь лет назад 30 сентября 2005 года в датской газете «Jyllands–Posten» были опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда. Эти публикации стали поводом для «карикатурной интифады» – массовых протестов мусульман в разных странах мира. Тогда, семь лет назад, православные выразили поддержку мусульманам, разделяя тревогу в связи с оскорблением их религиозных чувств. К весне 2006 года «карикатурная интифада» ушла из поля зрения российских СМИ. Между тем, история не закончилась. События последних лет и факты, не получившие в свое время достаточной известности, требуют еще раз вернуться к этой теме.
[R 2] Карикатурный скандал начался с того, что датский писатель Коре Блюйтген написал книгу об исламе, рассчитанную на массового читателя, но не мог ее издать – датские художники отказывались ее иллюстрировать, опасаясь преследований со стороны мусульман. Коре Блюйтген публично рассказал об этом и нашел поддержку у Флеминга Росе, редактора отдела культуры газеты «Jyllands–Posten».
«В восьмидесятые годы Флеминг несколько лет работал корреспондентом в Советском Союзе и писал блестящие репортажи, в том числе и о диссидентах, – рассказывает историк Бент Йенсен, член правления фонда, который владеет этой газетой «Jyllands–Posten». – Ситуация с книгой Блюйтгена напомнила ему о тоталитаризме, но Дания – свободная страна и не может быть так, чтобы художники боялись рисовать».
Флеминг Росе попросил 15–20 художников в шутливой форме выразить свои представления о пророке Мухаммеде. Согласилось около 10 человек. «Большинство этих рисунков мягкие, я бы даже сказал слишком мягкие,– вспоминает Бент Йенсен. – Как будто Мухаммед был такой мирный пастух, который ходил по пустыне, и только один рисунок вызвал некоторые протесты – на нем пророк был изображен в тюрбане в виде бомбы».
Рисунки публиковались в газете в августе–сентябре 2005 года, и первоначально не вызвали негативной реакции даже у мусульман. Через пару недель самые казалось бы провокационные карикатуры были перепечатаны, в частности, египетской газетой «Аль Фагер». Тогда журналисты–мусульмане, ни слова не говоря об оскорблении религиозных чувств, критиковали исключительно бездарность карикатуристов и дурной вкус редакции датской газеты.
«Карикатуры были опубликованы в конце лета, и я читал этот номер газеты в Италии, – рассказывает Бент Йенсен.– В нашем доме работал мастер–столяр из Туниса, мусульманин, и он очень внимательно рассматривал страницу с карикатурами, но ничего не сказал. Его совсем не задело».
Надо сказать, что первая волна протестов была очень скромной. Датские мусульмане провели небольшой пикет перед редакцией «Jyllands Posten» 14 октября. Примерно в то же время по инициативе посла Египта дипломаты 11 мусульманских стран потребовали встречи с премьер–министром Дании Андерсом Фогу Расмуссеном, ожидая от него осуждения публикации в «Jyllands Posten», однако они получили довольно жесткий отказ. Тем не менее, 27 октября датская полиция начала против газеты расследование по обвинению в оскорблении религиозных чувств.
В Новогоднем обращении 1 января 2006 года премьер–министр Дании выразил сожаление, что эти рисунки кого-то обидели, а 6 января расследование против газеты было закрыто связи с отсутствием состава преступления. Казалось бы, инцидент исчерпан.
Но массовые протесты были еще впереди. Они начались через три недели, в конце января 2006 года, после того, как имам Ахмад Абу Лабан, глава Исламского общества Дании, и пресс–секретарь этой организации Ахмед Аккари создали «Европейский Комитет во славу Пророка». В декабре 2005 года члены этого комитета посетили ряд арабских стран, и в том числе Египет, Катар, Ливан, Сирию и Турцию, и встретились с великими муфтиями этих стран, наиболее авторитетными шейхами, а также генеральным секретарем Лиги арабских государств.
Понимая, что повод для протестов хороший, но нуждается в «усилении», Ахмад Абу Лабан пошел на подлог. К опубликованным в «Jyllands–Posten» рисункам он добавил еще три куда более оскорбительных и, в частности, рисунок, где пророк Мухаммед изображен с ушами и пятачком как у свиньи. Эти карикатуры как якобы опубликованные в датских газетах были включены в 43–страничный документ о положении ислама в Европе, который получил название «досье Лабана–Аккари». Именно три подложные карикатуры стали формальным поводом для начала «карикатурной интифады».
Вскоре новости из разных стран мира стали напоминать сводку боевых действий. Вот лишь некоторые из событий тех месяцев. В конце января Саудовская Аравия и Ливия отзывают своих послов из Дании. В начале февраля мусульмане вышли на массовые акции протеста в Австрии, Афганистане, Великобритании, Палестине, Ираке, Индонезии и на Филиппинах. Датчане вынуждены покинуть ряд ближневосточных стран. 5 февраля разгромлено и подожжено посольство Дании в Бейруте. Талибы обещают по 100 кг золота за голову каждого из авторов карикатур.
14 стран Ближнего Востока и Северной Африки объявили бойкот датским продуктам.
15 февраля член правительства Италии Роберто Кальдероли заявил, что заказал футболки с карикатурами на пророка Мухаммеда. Через три дня в Ливии демонстранты пошли на штурм посольства Италии, протестуя против заявления Кальдероли. В ходе столкновения с полицией погибли не менее десяти человек. В тот же день Кальдероли подал в отставку.
«Карикатурная интифада» не обошла стороной Россию и страны СНГ. В Татарстане из магазинов убрали датские продукты, из Чечни были изгнаны датские благотворительные организации.
13 февраля в Баку независимая газета «Ени Хабар» опубликовала карикатуру на Иисуса Христа и оскорбительно отозвалась о Пресвятой Богородице, объяснив свои действия необходимостью «достойного ответа» датским журналистам.
17 февраля прокуратура Вологодской области возбудила уголовное дело в отношении главного редактора местной газеты "Наш регион+" Анны Смирновой в связи с публикацией карикатур с изображением Мухаммеда.
И это лишь немногие из событий тех дней.
В этой ситуации правительство Дании неожиданно заняло твердую и принципиальную позицию, защищая право газеты на публикацию карикатур. Поддержку правительству Дании выразили Глава Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо, заявив, что свобода слова является основополагающим понятием в Европе, и президент США Джордж Буш. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана и глава Организации Исламская конференция Экмелетддин Ихсаноглу подписали совместное обращение в связи с ситуацией вокруг антиисламских карикатур с призывом разрешить кризис мирным путем.
Реакция со стороны Церкви Дании практически отсутствовала. «Я очень хорошо это помню, и, думаю, такой же была реакция большинства христианских Церквей по всей Европе, – говорит Бент Йенсен. – В ХХ веке практически все священники в Дании стали очень левыми, по своим взглядам они социалисты. И они всегда повторяют: «Не надо никаких оскорблений, у нас – христиан и мусульман – один тот же Бог». Это очень странно, я считаю, что это искажение христианского вероучения. Но наши епископы всё время твердят одно и то же: «Диалог, надо вести диалог…» Это их любимое слово!»
«Я глубоко убежден, что большинство протестовавших на Ближнем Востоке и по всему миру никогда не видели эти карикатуры,– считает Бент Йенсен. – Художники и редакторы газеты ни в коей мере не виновны в этом скандале. Его устроили воинствующие имамы и те исламские активисты, которые подстрекали к протестам».
«С другой стороны я считаю, что этот скандал открыл глаза у очень многих датчан, у многих европейцев и людей по всему миру на то, какой агрессивный потенциал существует в исламе,– продолжает Бент Йенсен.– Агрессивные имамы пошли на предательство по отношению к стране, которая их приютила. Они живут в Дании и не работают, получают хорошее социальное пособие и могут проповедовать ислам днем и ночью, однако, путешествуя по Ближнему Востоку, лживыми средствами возбуждают мусульман против нас».
В конце концов, бойкот датских товаров – это понятное средство экономической борьбы. И само по себе возмущения оно не вызывает. Однако во время акций протеста мусульмане жгли датский флаг, и это взволновало Данию. «Большинство датчан – патриоты, но это мягкий и неагрессивный патриотизм, – продолжает Бент Йенсен.– И мы чтим наш флаг как символ страны, которую любим».
Многие телерепортажи о протестах смаковали сожжение мусульманами датских флагов – уж очень эффектная картинка получалась... Некоторые датчане относились к этому с иронией («нас так не оскорбить»), но многие волновались. «Они справедливо задавали вопрос: допустим, один датский художник вас оскорбил, но сжигая наши флаги, вы тем самым сознательно оскорбили всю нашу страну, весь народ… Я считаю, что мусульмане в тысячу раз сильнее оскорбили нас, чем тот художник-карикатурст, – говорит Бент. – В соответствии с нашей традицией и нашей конституцией он имел полное право так рисовать… Сколько агрессивных, злых карикатур было опубликовано в нашей прессе о Христе! Я не хочу даже говорить, как они порой изображают Христа… В сравнении с антихристианскими карикатурами рисунок с бомбой и тюрбаном очень мягкий. Может быть, это плохая традиция, но это соответствует нашим теперешним законам».
Карикатурный скандал в Дании высветил сразу несколько важных проблем. «Прежде всего, для большинства датчан стало сюрпризом, что кто–то может всерьез почувствовать себя оскорбленным в своих религиозных чувствах из–за комикса, – считает доцент богословского факультета ПСТГУ Юрий Зудов, автор книги «Церковь, государство и общество в современной Дании». – Здесь необходимо иметь в виду особенности датского национального менталитета, более чем спокойного в вопросах религии. Подавляющее большинство датчан не религиозны, но при этом формально считаются лютеранами и платят церковный налог».
Будучи одной из самых секуляризованных стран Европы, Дания тем не менее сохраняет в своей конституции государственный статус национальной (лютеранской) Церкви. «При этом Церковь привыкла к тому, что светские СМИ пишут о христианстве далеко не в комплиментарной форме, а журналисты привыкли не щадить религиозных чувств сограждан – и жесткая реакция мусульман оказалась неожиданной для тех и других, – продолжает Юрий Зудов.– Иными словами, в этом конфликте действительно произошло столкновение религиозного и секулярного сознания».
«И главное здесь вот что, – добавляет Бент. – Вот эта газета и шире – датская нация –продемонстрировали, что мы хозяева страны и имеем по конституции право такие рисунки публиковать».
* * *
Прошло семь лет, но жизнь Флеминга Росе и датских карикатуристов по–прежнему под угрозой. Все эти годы они находятся под охраной датских спецслужб. Покушения на их жизнь были не только в дни «карикатурной интифады». До сегодняшнего дня никто не отменил смертные приговоры, вынесенные им влиятельными шейхами и имамами.
Последнее и самое опасное покушение на жизнь 75–летнего Курта Вестергаарда совершил в 2009 году молодой мусульманин, выходец из Сомали. Он выследил, где живет художник, хотя это было непросто – Вестергаард находится под охраной полиции и постоянно меняет место жительства.
Пока сомалиец пытался разбить топором дверь, Вестергаард успел включить сигнализацию и запереть внучку в специальной «безопасной» комнате с надежным замком. Сам он заперся в ванной. Сотрудники спецслужб приехали оперативно, и нападавший был арестован. На допросе сомалиец сказал, что он гулял по улице и зашел к художнику «просто поговорить», а топор у него в руке «оказался случайно».
Были раскрыты и конкретные планы нападения на газету «Jyllands–Posten». Тех, кто планировал нападение, арестовала полиция – некоторых в Америке, некоторых в Дании. Это люди были из разных стран – Пакистана, Судана, Америки.
Последняя попытка нападения была в 2010 году. «Они хотели напасть и захватить главную редакцию, и тогда резать головы и бросать их на улицу, и требовать новых и новых извинений, – вспоминает Бент Йенсен. – Слава Богу, этот план был раскрыт нашими спецслужбами при участии других стран».
Уже несколько лет редакция газеты «Jyllands–Posten» выглядит как крепость. Раньше каждый мог в нее зайти, сказав, к кому и зачем он идет. Теперь на окнах и дверях установлены железные решетки, везде стоят кодовые замки и заграждения.
«Конечно, многие сотрудники живут в постоянном напряжении, и это очень непросто, но надо подчеркнуть, что все сотрудники – это касается и журналистов, и технического персонала, – все держатся очень мужественно и не сдаются, – говорит Бент Йенсен. – Все они убеждены, что надо продолжать работать и защищать свободу слова».
В этом «Jyllands–Posten» поддерживают и другие датские СМИ, которые по многим другим вопросам критикуют газету. Они признают, что газета имела право публиковать эти карикатуры, и считают, что надо защищать эти конституционные права. Карикатурный скандал раскрыл датчанам глаза на происходящее.
* * *
Каковы были последствия карикатурного скандала? Какие выводы сделали датчане? «С одной стороны, он побудил многих датчан вспомнить о христианских корнях европейской цивилизации, – считает Юрий Зудов.– Быть христианином – важная составляющая датской идентичности. Недаром на датском флаге присутствует изображение креста – сам флаг, по легенде, был чудесным образом ниспослан свыше. С другой стороны, конфликт способствовал утверждению в общественном сознании представления о важности современных секулярных ценностей – таких как свобода политического выбора, свобода слова и самовыражения (включая право критиковать любые религиозные символы), равенство полов и т.д. Говорится о том, что эти ценности составляют неотъемлемую часть датской культуры, а те, кто не разделяет их, не могут называться датчанами. Иммигранты–мусульмане, таким образом, все больше становятся объектом недовольства со стороны коренного населения». При этом, взгляды большинства людей на место религии в жизни общества могут быть выражены словами бывшего премьер–министра Андерса Ф. Расмуссена, сказанными в начале конфликта с карикатурами в 2006 г.: «Мы не должны допускать, чтобы религия заполняла слишком большую часть публичного пространства».
Первая реакция православных в России на карикатурный скандал формировалась на основе модели «секулярное против религиозного». Этот подход предполагает солидарность различных религиозных групп по защите своей веры и своих ценностей в условиях жестко секулярного мира, который не признает ничего священного. Некоторое время казалось, что карикатурный скандал идеально укладывается в эту схему.
Однако дальнейшие события показали несостоятельность этого подхода. Привычная схема, которую длительное время использовали во внешних, преимущественно европейских контактах православные христиане, оказалась сломанной по следующим причинам.
1) скандал возник в результате подлога, на который мусульмане пошли сознательно, желая максимального обострения конфликта;
2) мусульмане одновременно использовали две тактики – индивидуального террора против тех, кого обвинили в создании и публикации карикатур, и международное давление на государство как таковое;
3) одним из ответных действий мусульмане избрали массовое поругание (сожжение) государственного флага Дании, и тем самым они перенесли вину с частных лиц на государство и народ, оскорбив тем самым национальные чувства датчан, давшим в своей стране приют и благополучную жизнь многим тысячам мусульман;
4) наконец, поскольку флаг Дании несет христианскую символику, то сожжение мусульманами флага с белым крестом на красном фоне является оскорблением для всех христиан.
Другими словами, сами мусульмане, оказавшись в центре конфликта, не воспринимали этот конфликт как экзистенциальное противостояние светского и религиозного. Для них такого противопоставления не существует. Они использовали этот конфликт как повод для крайне агрессивных действий – общественных, политических и экономических - против Дании и ряда других европейских стран.
Этот конфликт был использован мусульманами для внедрения в европейское правовое пространство. Главная цель – найти такие интерпретации европейского законодательства, которые позволят им «бить врага на его же поле».
«Мусульмане не могут отказаться от идеи исламизации того общества, в котором они живут, и многие из них всерьез думают о создании всемирного халифата, – считает Юрий Зудов.– Диалог же с исламом, о котором в последнее время много говорят и в Дании, невозможен: современная Европа в глазах мусульман является не столько христианской, сколько безбожной. Мусульмане же заявляют, что готовы вести диалог только с верующими людьми – с теми, кто живет в соответствии со своей верой».
А тех, кто пытается учить мусульманских иммигрантов «европейским ценностям», ждет разочарование: судьба голландца Тео Ван Гога или датчанина Курта Вестергаарда – тому пример.