Рождественские чтения должны изменить свой статус
1 февраля 2001 г.
С момента своего создания в 1993 году Рождественские образовательные чтения остаются крупнейшим форумом православной общественности. Их значение в церковной жизни настолько велико, что некоторое время назад их стали называть «малым поместным собором», то есть прообразом высшего органа церковного управления — Поместного собора. Действительно, для многих священников и мирян чтения остаются единственным шансом увидеть, как развивается церковная жизнь в Москве, дают возможность понять, как складываются отношения Церкви и государства, что происходит в сфере религиозного образования.
Широкий круг участников (несколько тысяч мирян, сотни священников из всех епархий Русской Церкви), активное участие большинства синодальных отделов делали чтения важным инструментом развития соборного строя Церкви.
Несмоненно, что это во многом личная заслуга игумена Иоанна (Экономцева), председателя отдела религиозного образования. Филолог и поэт, близкий друг Патриарха, в 1990 году он возглавил Союз православных братств, объединивший практически все инициативы мирян на первом этапе церковного возрождения. Уже через год он становится главой синодального отдела религиозного образования и катехизации. Переоценить факт создания этого отдела трудно: Церковь ясно заявила, что главным приоритетом ее деятельности в новых условиях является духовно-просветительская работа. Игумен Иоанн остался верен идее формирования и воспитания православной общественности. В новой должности он нашел очень удачную форму — Рождественские чтения. С одной стороны, они включали в себя публичные лекции по различным проблемам церковной жизни, истории, богословия, педагогики, с другой — давали возможность обмениваться опытом. Так практическая часть дополняла теоретическую.
За девять лет схема Рождественских чтений отшлифована полностью. Первый день — Патриаршее богослужение в храме Христа Спасителя и торжественное открытие чтений в Большом Кремлевском дворце (воскресенье), далее два дня — пленарные заседания, следующие два дня — «работа по направлениям», затем в пятницу — заключительное заседание, а в субботу традиционная поездка в Троице-Сергиеву лавру. Новым здесь является, пожалуй, то, что впервые некоторые заседания состоялись в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.
Постепенно Рождественские чтения получили признание и поддержку государства. Это единственный церковный форум, в котором гарантировано принимают участие государственные чиновники самого высокого уровня. В этом году их было особенно много: министр образования Владимир Филлипов, министр культуры Михаил Швыдкой, министр юстиции Юрий Чайка, министр труда и социального развития Александр Починок, причем три последних выступали на чтениях впервые. Все министры демонстрировали свой культурный и политический кругозор, заявляя о своем понимании роли и места христианских ценностей в современной России. На пленарных заседаниях других новых имен так и не прозвучало. Выступающие были те же, что и два, и три года назад, и говорили они о том же самом.
Создавалось впечатление, что церковная жизнь замерла два-три года назад и с тех пор ничего нового в ней не происходит. Секции чтений отличались разнообразием, доходящим до пестроты, но неожиданностью оказалось другое: оргкомитет чтений как будто намеренно решил подчеркнуть противоречия, существующие в церковной среде, вынести на поверхность борьбу внутрицерковных группировок. Расколотой оказалась основная секция, посвященная религиозному образованию и воспитанию. Основная часть православных педагогов собралась в Даниловом монастыре, но некоторые уехали на отдельное заседание в православную гимназию г. Железнодорожный. Более того, встреча в Даниловом монастыре показала, что и внутри этой группы существуют разделения, связанные с оценкой деятельности священника Анатолия Гармаева, у которого есть как многочисленные поклонники, так и бескомпромиссные критики.
Из-за отсутствия митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла и протоиерея Всеволода Чаплина крайне слабо выглядела секция «Церковно-государственные отношения», хотя, казалось бы, именно эта тема была на пике общественного интереса в прошлом году. Интересная подробность: впервые на пленарных заседаниях возник настоящий ажиотаж вокруг митрополита Кирилла. Недоступность высших православных иерархов сыграла с ними неожиданную шутку. Сегодня уже не так важно, что говорят митрополиты — для многих провинциалов «чудом» является сама возможность хоть как-то пообщаться с иерархами, и митрополита Кирилла окружили те, кто желал с ним сфотографироваться или просто взять автограф.
На девятый год своего существования Рождественские чтения превратились в масштабную, но неэффективную рекламную акцию Отдела религиозного образования. Конечно, формат чтений, интуитивно найденный в начале 90-х годов, оказался удачным, но это не значит, что он должен оставаться без изменений на протяжении десятилетия.
Сам игумен Иоанн живет, как это приято теперь говорить, «проектами». Уже в начале 90-х он выступил создателем собственного Российского православного университета, несколько лет спустя он с головой ушел в драматургию, издал несколько сборников пьес (одну из них поставил московский театр «Глас») и компакт-диск с записями песен на свои стихи, а в 1999-2000 году он попробовал свои силы в партийном строительстве. Вместе с бывшим коммерческим директором ОРТ Игорем Подзигуном и руководителем «Роснефтегазстроя» Иваном Мазуром игумен Иоанн попытался создать Всегражданский христианский союз (ВХС). Дело окончилось скандалом, учредительный съезд был назначен, но проводить его Кремль фактически запретил. ВХС предполагал найти синтез христианской социальной политики и экологии, однако по существу программа союза оказалась оккультной и не выдерживала серьезной критики ни с богословской, ни с социально-политической точек зрения.
В итоге к 2001 году игумен Иоанн утратил какой бы то ни было интерес к проблемам религиозного образования. Это прекрасно иллюстрирует его доклад на открытии чтений — «Русская Церковь и возрождение культуры». Подобный тип религиозно-философской эссеистики, вполне соответствующий уровню самиздатовских сборников 70-х гг., но вряд ли может быть серьезно воспринят в наши дни. Тем более странно доклад прозвучал в Большом Кремлевском дворце, где и государственные чиновники, и православная общественность ожидали услышать приницпиальный доклад о целях и задачах православного воспитания и образования в современной России, ясную программу поддержки инициатив, связанных с духовно-нравственным просвещением. Не лучше выглядел и его доклад на десятилетии Отдела религиозного образования. Отчет о проделанной работе содержал дежурные похвалы и благодарности, не было ни анализа, ни честных слов о существующих проблемах.
Закачивается период широкого внимания общества к церковной жизни. За эти годы необходимо было создать полноценную систему православного образования, с хорошей методической и хозяйственной базой. Задача была крайне сложная, так как начинали практически с нуля. Можно говорить о том, что в некоторых епархиях за десять лет действительно сложилась система религиозного образования, но это заслуга отдельных подвижников — мирян, священников, епископов. Реальный вклад отдела религиозного образования здесь совсем невелик. Десять лет отдел религиозного образования был легитимным руководящим центром, но по мере того, как выяснялась неэффективность его политики, терял свой авторитет. В этом году отчетливо проявилась печальная тенденция: чтения постепенно превращаются в огромный бессмысленный форум. Казалось бы, его главная задача — подготовить надежные механизмы такой организации церковных съездов, которые со временем можно было бы использовать при проведении Поместного собора или Предсоборного совещания. В противном случае для обмена опытом в области религиозного воспитания и образования достаточно соответствующих конференций. По итогам чтений стоит задать только один вопрос: есть ли смысл проводить их в следующем году в том же виде? Думаю, ответ очевиден. Но здесь нельзя поставить точку: без Рождественских чтений уже трудно представить себе церковную жизнь в России. Возможный выход из ситуации — изменение самого статуса чтений. Они должны проводиться не одним отделом, а всеми синодальными отделами вместе, причем оргкомитет Рождественских чтений должен получить статус синодальной структуры и стать постоянно действующим органом.
Vesti.ru