Встреча и жажда общения

10 ноября 2011 г.

Как-то утром я приехал на фестиваль «Rimini Meeting 2011» и среди полупустых залов заметил двух девушек, скорее всего старшеклассниц. Они сидели на полу и держали в руках развернутую газету. Это была газета «Quotidiano Meeting», в которой рассказывалось о главных событиях прошедшего дня. Я замедлил шаг – мне стало очень любопытно: долго ли девушки будут ее читать? Скорее всего быстро пролистают, взгляд лишь на несколько секунд остановится на картинках и фотографиях, и после этого они потеряют к газете всякий интерес. Я не раз наблюдал такую реакцию у молодежи в России. Однако девушки не спешили перевернуть страницу. Они внимательно читали! Признаюсь, я в удивлении остановлися. Сколько они будут читать? Две минуты? Три? Я стоял минут пять и наблюдал, как они читатют одну статью за другой, медленно переворачивая страницы. Им было интересно! Признаюсь, это для меня стало одним из самых ярких впечатлений прошедшего лета.

Эти девушки стали для меня символом глубоко христианского отношения к жизни – вера и знание непременно должны соединяться. Интерес к событиям, которые происходят вокруг нас, должен быть естественным. Этот интерес формируется в детстве, а в юности его поддерживают большие и вдохновенные встречи, участником которых непременно хочется стать. И фестиваль «Rimini Meeting» – это настоящее сокровище для такой молодежи.

Пять лет я преподаю в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Это молодой и динамично развивающийся университет, в котором учится православная молодежь из различных регионов России.

В начале учебного года я всегда спрашиваю своих студентов-богословов, что они читают. И уже давно среди радио- и телепрограмм, интернет-сайтов и блогов не встречаются газеты. Не читают они и современной литературы – ни российской, ни зарубежной.

Меня поразило, что на Митинге презентация небольшой книги о воспитании, которую написал директор вполне обычной католической гимназии, собирает аудиторию в несколько тысяч человек. Меня поразило, что и на презентации речь идет именно о воспитании. Это не доклады, прочитанные по бумажке, а живое слово, свободное размышление вслух.

И дело здесь не только в том, что в России стремительно падает интерес к чтению. Есть в этом отказе от чтения, и шире – от стремления к познанию - и другой мотив. Даже православная молодежь воспринимает Церковь как что-то самостоятельное, отдельное от общества и от современной культуры.

В глазах значительной части православных христиан эта «отдельность» Церкви не надмирность и не особое духовное устроение. Это прагматичное желание устраниться от тех проблем, которые стоят перед обществом. Это желание замкнуться в удобном мире, где за две тысячи лет, прошедшие от рождества Христова, святые и подвижники давно уже дали ответы на все вопросы.

Церковный опыт для многих православных христиан соотносится прежде всего с прошлым, которое не столько поддерживает, сколько судит (=осуждает) настоящее и никак не соотносится с будущим.

При таком подходе практически все богословские вопросы становятся глубоко неинтересными, да и к реальной жизни отношение становится подозрительным. Все самое настоящее, самое интересное уже было. Святость, благочестие, аскеза – всё это далеко, рядом этого не найти. Мы живем в такое время, когда вокруг одни подмены.

Но здесь я бы хотел сказать о другом. И в прошлом, и в настоящем цели и задачи евангельского благовестия раскрывались в молитвенном общении, без которого невозможно свидетельство о Христе. Разговор с человеком – во всем многообразии его форм – неразрывно связан с центральной задачей Церкви. Без обращения к человеку невозможна не только миссия, но и само бытие Церкви.

Все формы общения между людьми и формы познания мира, которые мы теперь привычно называем массмедиа, вырастают из жажды общения, которую Господь дал человеку как драгоценный дар.

Однако сегодня человеческое знание становится все более отвлеченным, опосредованным, теоретическим. Только встреча может изменить эту ситуацию, сделать знание действенным.

Желание познать реальный мир – глубоко христианское стремление.

Познать в Священном Писании – это значит вступить в личное общение, получить конкретный экзистенциальный опыт, выйти за пределы отвлеченного знания. Евангельский метод познания выражен в Нагорной проповеди: Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят (Мф. 5, 8).

Тот опыт встречи, который дает Митинг в Римини, позволяет решить важные задачи христианского воспитания – увидеть «реальность» Бога в жизни общества и понять, что ты не один.

Как это происходит? В общении. Не только богослужение, но и богословские дискуссии легко собирают огромные залы на тысячи участников. Происходит живое, открытое обсуждение социально-политических проблем с тем, кто в большой политике уверенно выступает с христианских позиций. Проходят выставки, главной задачей которых я вляется формирование христианского мировоззрения. Все это огромная работа, развернутая к самой широкой аудитории ради главной задачи – укреплять личную веру в общении и познании.

Я бы очень хотел, чтобы такие встречи стали возможными в России, но предвижу ряд трудностей. Во-превых, так сложилось, что крупные события у нас могут быть организованы только при участии епархий или синодальных отделов. У мирян практически нет возможности действовать самостоятельно. Во-вторых, интерес к богословским проблемам значительно слабее. Более того, слишком мало священников и мирян, способных обращаться к большой аудитории. Опыт такого общения практически отсутствует. Этих людей надо еще подготовить и вдохновить. Наконец, в-третьих, желание собраться вместе и посетить не монастырь, а выствку; отправиться не в паломничество, а на круглый стол; говорить не с монахами, а с профессорами богословия – все это многим русским людям в диковинку.

Но эти сомнения не означают, что не надо пробовать. Возможно, этот путь будет короче, чем те 32 года, за которые Митинг в Римини стал тем, чем он стал, но путь все равно будет длинным.