Дары к Рождеству. Приношение и поклонение
Итоги Рождественого фестиваля "Дары". Расширенный текст выступления на круглом столе «Христианское искусство в контексте современной культуры» в Музее архитектуры им. А. Щусева, 19 января 2014 года. 1. О прошедшем фестивале Выставка современного христианского искусства была задумана нами в начале августа 2013 года. И при подготовке к выставке мы решили создать содружество, объединяющее художников и всех тех, кто понимает необходимость развития современного христианского искусства. Так родилось Содружество христианских художников «Артос». Летом, когда был задуман этот проект, нам трудно было представить, что он перешагнет рамки выставки и вырастет в фестиваль. Нам трудно было поверить в это даже в ноябре, за несколько недель до открытия первой выставки. Однако уже в первых числах декабря мы открыли фестиваль и его первое мероприятие – выставку замечательного каллиграфа и дизайнера Алексея Чекаля в культурном центре «Покровские ворота». В те же дни Алексей провел мастер-класс по «сакральному дизайну» (да, термин не очень удачный, но другого пока нет). Затем были круглый стол «Религиозная тема в современной литературе» с участием известных писателей – Сергея Шаргунова и Майи Кучерской, лекция Ирины Языковой «Как развивается современная иконописная традиция?» и презентация сборника «Русский храм XXI века» с участием Михаила Кеслера, Алексея Щенкова и других. Завершилась наша программа круглым столом «Христианское искусство в контексте современной культуры». Главным событием фестиваля, безусловно, стала выставка «Дары» в зале «Руина» и в цоколе Аптекарского приказа Музея архитектуры. Мы представили три направления – церковное искусство, храмовая архитектура и современное искусство. В каждом из направлений были свои удачи, но особенно я бы отел отметить икону Филиппа Давыдова, которая стала символом нашего фестиваля. Кстати, за прошедшие три недели мне не раз приходилось слышать, что многие мои друзья и знакомые впервые за много лет вспомнили о существовании Музея архитектуры именно в связи с фестивалем «Дары» и пришли на нашу выставку. Спасибо всем, кто пришел на наши выставки и мероприятия! Но прежде всего мне бы хотелось сказать огромное спасибо оргкомитету фестиваля. Отдавая дань (может быть даже напрасно) традиции последних лет, мы решили, что не будем говорить об оргкомитете, а выделим двух человек в качестве кураторов. Тем не менее, выставка бы не состоялась, если бы с нами не было хотя бы одного из членов оргкомитета. Позвольте мне несколько слов сказать о каждом. Они, безусловно, этого достойны: Гор Чахал – художник, сформировавший ту часть экспозиции, которая объединила представителей современного искусства; Ирина Языкова – кандидат искусствоведения, один из ведущих специалистов в России по современному церковному искусству, доцент Библейско-богословского института им. Ап. Андрея Первозванного и преподаватель Коломенской духовной семинарии, а с декабря 2013 года - решением Священного Синода - член Синодальной библейско-богословской комиссии, полностью сформировавшая экспозицию современного церковного искусства; Сергей Некрасов – художник, член Союза художников, имеет многолетний опыт работы эксперта музейного дела в Управлении культуры, а так же как Председателя Союза художников в ближнем Подмосковье. Имеет два высших образования, в т.ч. богословское, работает организатором художественных выставок в Музейно-выставочном центре;
Михаил Баринов - директор «Архитектурно-строительной компании (АСК) Классика» и одноименной арт-галереи, выпускник МГИМО. А также художников, иконописцев, скульпторов, архитекторов – словом всех, откликнувшихся на наше предложение. И особенно – Филиппа Давыдова, написавшего икону «Волхвы» специально для нашей выставки. Мы бы хотелось поблагодарить и всех, кто представил нам помещения для проведения выставок и встреч. Во-первых – руководство и сотрудников Музея архитектуры – Ирину Коробьину, Ирину Чепкунову, Марию, Анастасию, Полину. Нам понравилась атмосфера в ваших залах, хотя в последние дни в «Руине» было очень холодно! Благодарим и центр «Покровские ворота» - Джованну Парравичини и Жана-Франсуа Тири, с которым у нас давно сложились добрые отношения и где мы уже не раз и не два делали выставки и проводили встречи. Также хочу поблагодарить общину храма Троицы Живоначальной в Хохлах и настоятеля протоиерея Алексия Уминского. …и всех наших помощников! 2. О христианском искусстве и современной культуре Теперь постараюсь дать ответ на главный вопрос, который мне не раз задавали во время фестиваля: с какой целью мы проводили наш фестиваль? Одна из прозвучавших версий – мы налаживали диалог Церкви и современного искусства. Но, признаюсь честно, подводя итоги фестиваля, мне эта версия не кажется убедительной. Проблема связана с тем, что сам вопрос сформулирован неудачно. На разных мероприятиях фестиваля настойчиво звучала не тема диалога (в единственном числе), а диалогов. Назову только основные:
• диалог искусства церковного и современного, • традиционалистов и новаторов в церковном искусстве, • художника-христианина и светского зрителя. О каждом направлении необходимо говорить подробно, но сейчас подчеркну другое: фестиваль «Дары» стал удачной площадкой для общения, где разные стороны и показывают, и говорят, и одновременно могут слышать друг друга. Выставка убедительно показала, что у Церкви сегодня есть свое современное искусство. Пора отказаться от разговоров о том, что церковное искусство – это исключительно копирование образцов прежних эпох. Живая традиция церковного искусства представлена на нашей выставке целой плеядой ярких, состоявшихся художников и иконописцев. И мы можем говорить, что в последние годы сформировалось целое направление, которое можно назвать «Авторской иконой». Это уже не эксперименты, а широкий спектр авторских стилей состоявшихся иконописцев, которые работают для современных храмов не только в России, но и далеко за ее пределами. Но вернемся к концепции «диалога Церкви и современного искусства». В чем проблема такой постановки вопроса? Обратите внимание: никто не говорит о диалоге Церкви и современной литературы или о диалоге Церкви и современного кинематографа. В книгах и фильмах последних лет убедительно присутствует и религиозный поиск, и церковная жизнь. Писатели и режиссеры ставят серьезные и сложные вопросы духовной жизни и ищут на них ответы. В чем же дело? Почему диалога с Церковью так настойчиво ждет (или даже требует) только определенный круг современных художников? Не исключаю, что на этот вопрос сложно найти простой ответ. Здесь переплетаются разные мотивации и подходы. С одной стороны, это одна из художественных стратегий. Тем, кто ведет об этом речь, нужен не столько диалог, сколько бесконечный разговор о диалоге. Никто не отважиться отрицать, что диалог как таковой важен, и отказ от него свидетельствует о замкнутом (сектантском) сознании. Да, но что в таком случае является предметом диалога и кто уполномочен представлять стороны, участвующие в диалоге? Десять лет назад я встречался с Антиохийским Патриархом Игнатием IV (+ 2012) и спросил его, как строится диалог между христианам и мусульманами в Сирии. Его ответ был парадоксальным. Мы не ведем диалог с мусульманами. Вы знаете, у них нет понятия авторитета и иерархии. Если мы в результате многолетних переговоров придем к соглашению с какой-то группой исламских богословов, другая группа скажет, что видит эту проблему иначе. Наша задача другая – свидетельствовать о Христе своей жизнью. Мусульмане должны видеть, как наша вера проявляется в нашей жизни. Вернемся к современному искусству. В основе такого ожидания диалога (предполагается, что равноправного) со стороны некоторых художников лежит серьезная богословская ошибка. Церковь – не переговорный пункт. Человек или принимает святое крещение и становится членом Церкви, или отказывается от этого. Быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог как бы извне – это постмодернистская игра. Не быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог – это не что иное, как согласие на катехизацию, т.е. на знакомство с вероучением и церковной жизнью. Результатом катехизации должно быть крещение, т.е. вхождение в Церковь. И для тех, кто объединился в Сообщество христианских художников «Артос», самым важным является именно свидетельство о Христе, о Жизни вечной. С этой целью мы разрабатывали концепцию фестиваля «Дары». Для нас же самих «Артос» - это не инструмент продвижения личных интересов, достижений или теорий, а среда общения. Должен сказать, что для меня концепция фестиваля претерпела некоторые изменения или, лучше сказать, появилась возможность уточнить нашу концепцию. В эти дни я по-новому прочитал известные строки из Евангелия от Матфея: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 10-11). Волхвы не просто принесли свои дары Богомладенцу Христу. Они, как говорит Писание, пав, поклонились Ему. Другими словами приношение даров неразрывно связано с поклонением Спасителю. Готовы ли мы искреннее, исповедуя свою веру, поклониться Спасителю, принося свой дар? Вот вопрос, на который и художники, и посетители выставки вольно или невольно дают ответ. 3. О дальнейших планах Мы уже приступили к подготовке полного каталога выставки-фестиваля, который выйдет через несколько месяцев. Тот небольшой буклет, который вы держите в руках – это авторский проект Гора Чахала и замечательно, что он вышел к сегоняшнему дню, к закрытию выставки. Вместе с тем необходимо отметить, что оргкомитет выставки не согласен с тем, как Сергей Хачатуров в опубликованной в брошюре статье интерпретирует наш фестиваль. Проект «Дары» оказался намного масштабнее, чем выставка в Музее архитектуры. И есть несомненная потребность сделать издание, которое отразит события фестиваля в его полноте. Мы приглашаем всех к участию и надеемся, что материалы нашего круглого стола станут его неотъемлемой частью. Если вы готовы письменно подготовить текст своего выступления для каталога, будем очень признательны. Должен сказать, что задачу мы видим гораздо шире. Этот каталог станет основой нового альманаха о современной христианской культуре (поддержать альманах можно на портале "Начинание.ру"). В наших дальнейших планах: • проведение совместной выставки и конференции с Ассоциацией христианских художников Европы; • проведение выставки художников и архитекторов из Польши; • обсуждается возможность проведения рождественской выставки в Нью-Йорке в следующем году. Но, конечно, наша главная задача – провести фестиваль «Дары» в Москве через год. Нам очень понравился клубный формат фестиваля, и мы сохраним его и в будущем. Просим ваших молитв и приглашаем к участию.
1 февраля 2014 г.
версия для печати
|
|