Статьи
Президент Украины Петр Порошенко и Вселенский патриарх Варфоломей. Фанар, май 2018 года. Фото: President.gov.ua

Что именно случится, если будет объявлено об отделении православной церкви на Украине от Московского патриархата? Комментаторы в России описывают это в мрачных, апокалиптических тонах: государство будет помыкать церковью, духовные связи с РПЦ будут разорваны. Сами украинцы на ситуацию смотрят более позитивно и считают автокефалию важным шагом к преодолению раскола и созданию единой православной церкви. Кто ошибается и в чем ошибка?

Два года, прошедшие после встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване, большой срок. В некотором смысле всё уже понятно – идет формирование нового консервативного альянса. Намерения и ожидания сторон проверены и скорректированы, но не обошлось и без неожиданностей.

Насколько влиятельна Русская Православная Церковь в России и как сегодня складываются ее отношения с государством и обществом? Эти вопросы оказались в центре широкой общественной дискуссии, которая в последние годы вспыхнула с новой силой. Образ Церкви в общественном сознании решительно изменился: Церкви, гонимой атеистической властью, больше нет, но есть Церковь, ставшая надежным идеологическим партнером российской власти.

В 2016 году, вскоре после смерти Никиты Алексеевича Струве, редакция "Вестника РХД" предложила мне поразмышлять о том, какие пути дальнейшего развития журнала я вижу. У нас состоялось несколько встреч и обсуждений, итоги которых я обобщил в своем письме в редакцию Вестника.

Сергей Чапнин о том, почему языком общения между РПЦ и обществом все чаще становится язык вражды.