Церковь призывает к гражданскому контролю над ювенальными технологиями

В опубликованном проекте концепции «Позиция Русской православной церкви по ювенальной юстиции» РПЦ признает, что «острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии», поэтому «государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, но… лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны».

При этом действия государственных органов должны основываться на четких правовых критериях, а преимущественное право родителей на воспитание и определение мировоззрения детей должно быть закреплено законодательно.

— Если органы опеки могут принимать решения и действовать на основе расплывчатых или необъективных критериев — например, «недостаточный уровень материального благосостояния», или «низкое развитие ребенка», или «ненадлежащее воспитание», или «психологическое насилие», нетрудно представить себе ситуацию, когда в православную семью Великим постом приходит специалист отдела опеки и изымает ребенка только на основе того, что родители не дают ему мясные или молочные продукты, — сказал «Известиям» секретарь подготовившей документ комиссии Межсоборного присутствия РПЦ Сергей Чапнин. — Необходимо не только поставить ясные и четкие рамки для действий органов опеки, но и сформировать новую идеологию: чиновник или сотрудник социальных служб — это прежде всего помощник, он понимает, что семья — это ценность и к ней надо крайне бережно относиться.

«Данная система нуждается в гражданском контроле, который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи», — говорится в документе. Лучшим способом предупредить и разрешить большинство проблем названа поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей.

Документ опубликован на официальных церковных ресурсах, комментировать и предлагать свои поправки могут все желающие. Отредактированный текст будет предложен Архиерейскому собору и может стать официальным церковным документом.