Современное христианское искусство

Дорогие друзья!

Для меня большая радость видеть вас на нашем круглом столе, посвященном Музею современного христианского искусства.

Если вы обратили внимание, то название нашей встречи сформулировано беспроблемно - «Московский музей современного христианского искусства: прошлое, настоящее, будущее».  На первый взгляд может показаться, что это просто презентация проекта. Где же в таком случае предмет для дискуссии? Что может быть причиной для различных, быть может, даже диаметрально противоположных суждений?

Полагаю, что огромное напряжение скрыто в самом сочетании слов музей и современное христианское искусство.

Творчество, вдохновленное молитвой, реальным опытом жизни во Христе, стремлением проникнуть в тайну благодатного образа, не обязательно носит строго литургический характер. Внелитургическое искусство – это тоже неотъемлемая часть христианской культуры, которая требует бережного отношения. Не только в том смысле, что мы призваны сохранить созданное в XII, XIX или ХХ веке, но и преумножить - творчески, в духе христианской свободы и любви.

Предложенная тема ставит и определенные рамки, ограничения в нашей дискуссии. Я надеюсь, что все участники разговора отнесутся к этому с пониманием. Мы не собираемся обсуждать такие вопросы, как, например:

·         существует или не существует современное христианское искусство?

·         нужно оно или не нужно?

Сам факт того, что мы с вами встретились здесь, на открытии выставки «Окна», дает на эти вопрошания вполне убедительный ответ. Еще более убедительно выглядит презентация собрания Музея христианского искусства г. Лесосибирска, которую представит протоиерей Андрей Юревич.

Я убежден, что все рассуждения о том, что Церковь против современного искусства не имеют под собой никаких оснований. Церковь была, остается и всегда будет против циничной шутки, пошлости, подделки, воспевания низменных чувств, кощунства. Если это становится главным содержанием современного искусства, Церковь не может это принять. Но и в этой печальной ситуации полностью отдать всю территорию современного искусства таким художникам, и совершенно отказаться от этого понятия Церковь не может.

Было бы ошибкой утверждать, что современная христианская культура - это всего лишь констатация факта, что Церковь жива. Это яркое, мощное свидетельство о том, что дух свободы и творчества живет в Церкви и раскрывается в том, что делают христиане.

Церковь всегда, в любую эпоху современна и актуальна, и ее творчество – литургическое и внелитургическое тоже всегда современно и актуально. Церковь не склад старых вещей, не собрание древностей… Не могу представить, что это может как-то измениться.

Церковь не музей, но музей Церкви тоже нужен. Наши вопросы для обсуждения звучат так:

·         Каким должен быть музей современного христианского искусства?

·         Каковы те цели и задачи, которые он призван решать?

Как организаторы этой встречи, мы далеки от мысли, что за ближайшие два часа на эти вопросы будут найдены убедительные ответы. Сегодня мы начинаем разговор и продолжим его на ряде выставок и семинаров, которые пройдут в следующем сезоне – осенью 2012 года, зимой и весной 2013.

Нам важно услышать ваше мнение.